Соцсети

Lera Kharatyan
4 min readMay 14, 2023

Я обнаружила себя неудовлетворенной инфопотоком из соцсетей. Я ищу интересный, здоровый, экологичный и простой флоу, но не нахожу. Ниже я изложу текущий сетап, проблемы с ним и возможные альтернативы.

Как сейчас.

Предыдущие N лет я провела скроля инстаграм по много времени в день, читая 3–4 канала в телеграме и получая репосты других каналов через 3–4 чата в телеграме.

Инстаграм работал для меня достаточно хорошо, но недавно я поняла, что он мне надоел. Мне надоели апдейты про обеды, отпуска и встречи с друзьями от неблизких друзей, да даже т от близких я с большей охотой послушаю это при встрече, чем в ленте. Листание такой ленты делает меня тупее, не развивает, порождает monkey brain с эпилептичными морганиями информации внутри, ухудшает внимание и расстраивает.

Я решила (почти) перестать его использовать и провела неделю с блоком инстаграма через 15 мин использования в день и с иконкой в папке на втором экране айфона, вместо центрального места на первом экране. Так я обнаружила, что вообще-то я не очень по нему скучаю и апдейты про обеды мне не очень нужны. Может, старею.

В то же время я поняла, что мне не хватает инфоканалов сми и публичных личностей, которых я там фолловлю, а так же классные подборки арта. Например, у меня так есть новости (we are repost, медиазона, холод, euronews, ZDF, NPR, muenchen.de итд), креативные издания (omanko, structuredmag, oko_mag), креативные организации и личности (a24, pitchfork, Nick Cave, Монеточка), мемы (awkwardfamilyphotos, ||||1111|||||, luchmgz, страдающее средневековье) и забавно-познавательные каналы (machinepix, arkhitecturnyichainik, Nasa). Иногда я даже фолловлю бренды, которые мне нравятся (от massimo dutti и benetton до Mercedes). И мне они нравятся!

Некоторое из этого прошло со мной лет 10–15 (Око, Луч, Страдающее средневековье, итд) и перекочевало еще из ВК, паблики в котором я всё еще считаю лучшей платформой и если бы не мудаки в России, которые заместили Дурова аутинтификацией по паспорту и госуслугам), я бы всё еще сидела там.

Я почти не читаю «блоггеров» в чистом виде. Есть Монеточка и девушка, которая делает классные фотки своего креативного макияжа как контент, но это исключения. Скорее сми, издания, дайджестирующие информацию, мемы, новости, арт.

Недавно я поняла, что даже explore вкладка отлично стала для меня работать: всратый арт, AI-generated images, балет и фэшн.

Мне жаль терять это.

В Телеграме я педант и раскидываю всё по папкам, в которые в итоге не захожу. В итоге. Читаю только любимые чатики (околофкновская экосистема чатов, ВШЭ в Германии и Мюнхене, русскоговорящие гуглеры в Мюнхене, семейные чаты, еще пара чатиков) – нетоксичные, любимые, полезные сообщества. Кроме них в основной папке остались: гид по Мюнхену с событиями на выходные, BBC Русская Служба для новостей, Rational Answer для инвестиций и финансов, Experimental Chill т к он мой друг и интересно пишет про профессиональное, Hacker News про профессиональное и технологии вообще (стало для меня открытием года, с удовольствием личтаю, читаю заголовки и читаю заинтересовавшие в сурсе), «Это красиво, а это нет» lately т к по-приколу читать его. А, и папка с мемами (5 каналов), которые мы смотрим с мужем вечером перед сном вместе.

Также я подписана на The Bell Итоги Недели и обычно их читаю, и еще пара имейл рассылок типа Quant Magazine, которые я скорее не читаю, чем читаю.

У меня есть фейсбук и линкдин, но я ими не пользуюсь, т к нам мало контента, который мне интересен. Линкдин использую, чтобы потешить эго, когда есть профессиональные успехи, фейсбук – чтобы смотреть, что нового у папы :)

Что не нравится.

1. Не хочу читать бесконечные апдейты друзей и знакомых, но при этом хочу знать, что происходит у людей верхнеуровнево. Хочу знать, кто куда переехал, вышел замуж/женился, когда сменил работу, серьезно заболел или нуждается в помощи. Меня в целом устроят апдейты в линкдине и фейсбуке, но как-то не заведено в моем сообществе вести эти формальные апдейты. А вычитывать их между строк в инстаграмных сториз – слишком дорого тратить так своё время.

2. Хочу быть в курсе новостей социальных, политических, экономических и профессиональных.

3. Не хочу быть в баббле. Хочу больше предложенного из популярного, что читают люди в моем сообществе и вообще.

Что еще пробовала.

За эту неделю без инстаграма попробовала твиттер. Отчасти мне понравилось. Гораздо меньше пустословия, больше профессионального и глобального. Я быстро опять же расфоловила просто знакомых с какими-то полит срачами без новизны и нытьем (ну, извините), оставила крутых рисерчеров, коллег, компании и новостные агентства, лента очистилась и стала прикольной, хоть и однообразной, особенно на фоне Google I/O, который заполонил всё. Формат понравился, но чего-то не хватает. Наверное, визуала и красоты, к которым я привыкла в Инстаграме и разнообразия. Еще кажется, что все равно гранулярность слишком высокая. Если я буду фолловить, скажем, Paul Graham, то я хочу читать его лонгриды и не хочу читать его бесконечные ежечасные репосты и твиты с очередным комментарием к чьему-то юзкейсу использования LLM.

Меня вдохновляет идея Reddit. Я вообще их уважаю и считаю классной горизонтально-коммунальной структурой. Тем не менее пользоваться ей у меня не получается. На меня набрасывается опять же слишком большой поток информации. Если я подписываюсь на r/muenchen, то я хочу читать классные новости, лайфхаки и проблемы города, а не видеть, как кто-то спрашивает, где им починить кожаный кошелек. Причем если бы коммьюнити было меньше, то я, уже получив от коммьюнити что-то для себя и релевантную информацию, может быть, и хотела бы позаботиться о человеке с кошельком, но когда это бесконечные потоки нерелейтабл сообщений про других, мне не очень интересно в это вникать. Еще одна моя проблема с реддитом, это бесконечное количество лент. Лента сабреддита, лента новостей (не путать с лентой новых постов), лента топовых постов всех зафолловленных сообществ, лента популярного в реддите вообще сегодня, итд итп. Я не готова вникать во всевозможные вариации, просто дайте то, что мне интересно……..

Верхнеуровневая проблема.

Пока я думала над всеми этими вариантами, я нашла фундаментальную проблему: мне хочет curated контент (выжимку, только релевантные репосты, инфлюэнсера, который расскажет только интересное, сми, которые суммаризируют) и при этом хочется горизонтальную структуру, т к я не хочу зависеть от Илона Маска или Сундара Пичая, который скажет мне, что мне думать. Иными словами, я хочу быть связанной с сообществом, мировым и локально сообществом моих знакомых, но не тратить время на дайджестинг всего, что в нем происходит.

Хочется не другую соцсеть, а другое поведение от людей, которые пишут про то, что им важно, а не постят котов и бранчи.

Звучит невыполнимо и непохоже ни на один сетап.

--

--

Lera Kharatyan

Long reads by https://t.me/padick RU/EN Moscow/Munich Google SWE, HSE Computer Science alumni